Рейтинг@Mail.ru

» » ГАРТЮЗ: Горобец Надежда Григорьевна

ГАРТЮЗ: Горобец Надежда Григорьевна


ГАРТЮЗ: Горобец Надежда Григорьевна
Рекламные ссылки:
Вот уже в который раз слухи о неудачах, туманном будущем и бедственном положении алматинского ТЮЗа оказались сильно преувеличенными. Более того – Государственный Академический Русский театр для детей и юношества им. Н. Сац с точностью до наоборот - находится в добром здравии, полон творческой энергии и амбициозных планов. И это не громкие слова. Это - рабочая реальность театра, который каждый день встречает своих зрителей. И вечером, конечно, тоже встречает, но чуть реже. Потому что самый главный зритель этого театра приходит туда днем. Потому что ТЮЗ- это детский театр.
Мы двигаемся по зданию ТЮЗа вместе с директором театра Надеждой Григорьевной Горобец. Эта хрупкая элегантная женщина девять месяцев руководит сложным, где-то даже взрывоопасным, но все же творческим механизмом, имя которому- театр. Девять месяцев – это «уже» или «всего»? И что сделал за этот символичный срок новый руководитель? Надежда Григорьевна считает: только то, что и должна была сделать.

Интервью


- Надежда Григорьевна, простите за невольную аналогию, но девять месяцев- это срок, в результате которого должно родиться что- то новое?..
- (улыбается). Мы не начинали с нуля, поэтому ничего принципиально нового не родилось. ТЮЗу в будущем году исполняется 60 лет, и сегодня мы просто ищем новые пути развития, новые ресурсы. Детский театр всегда был уникальным образованием. Не случайно еще в 1945 году правительство Казахской ССР выделило огромные средства, чтобы ТЮЗ стал для детей воплощением сказки. Наталья Сац говорила, что детский театр начинается уже с дорожки, по которой ребенок входит в свою мечту, теплый и добрый дом. Таким было старое здание алматинского ТЮЗа, если помните…

- Помню. Сейчас на этом месте возводят устрашающе огромный жилой комплекс…
- …а специальных зданий для детских театров нет. Их надо строить, продумывая каждый уголок, каждую мелочь. Здание, в котором разместился наш театр, хорошее, но над ним надо много работать, чтобы превратить его именно в детский театр. Мы уже отремонтировали зал, фойе, поставили аквариум, организовали выставку детских рисунков и выступления учащихся музыкальных школ, но все же до детского храма искусства нам еще далеко…

- Для воплощения мечты не хватает денег?
- Что касается денег, то Министерство культуры и акимат Алматы выделяют нам достаточно средств. Но это так называемое «программно- целевое финансирование». То есть если нам выделили деньги на ремонт зала, мы можем их потратить только на это и ни в коем случае, например, на повышение зарплаты артистов. Они ведь получают очень мало.

- Даже неудобно спрашивать…
- Неудобно отвечать! В среднем артист ТЮЗа получает сто долларов, а заслуженный- до 18 тысяч тенге. Можно ли прожить на эти деньги, не говоря уже о том, что артист- профессия публичная, и он должен всегда прекрасно выглядеть, заботиться о себе, чтобы быть способным заниматься искусством, а не поиском денег?

- Когда ситуация может измениться?
- В Министерстве культуры обещают, что с января будущего года театры, имеющие звание академического, будут финансироваться по- другому, и зарплаты сотрудников театра вырастут.

- Получается, что искусство нельзя творить без денег?
- Конечно. Тем более, что за стенами театра- рыночные отношения со своими законами и требованиями. Директор - это экономист, который думает о судьбе театра и каждого актера в отдельности. Театр должен уметь «вписываться» в свои экономические возможности.

- А как же творческий рост? Обычно директора театра воспринимают как «крепкого хозяйственника», который должен обеспечить материальную базу для «полета творческой мысли»…
- Тогда этот хозяйственник должен называться не директором, а, например, завхозом! Мое образование филолога и экономиста, человека, который занимается театром уже почти 20 лет, позволяет решать разные задачи театра. А цель у коллектива одна- чтобы русский ТЮЗ сохранил свои прекрасные традиции и сумел сказать новое слово в искусстве.

- Новое слово- это новые формы, новые имена, новый репертуар?
- Сегодня мы испытываем колоссальные трудности с драматургическим материалом. Ведь в ТЮЗе для каждого возрастного периода ставятся свои спектакли. Для самых маленьких зрителей – это сказки, а для среднего возраста ( 10-14 лет) пьес практически нет. В это время детей начинают «грузить» либо взрослыми проблемами, либо диктовать им прописные истины, которые им уже не интересны. Считается, что играть для детей сложно, но писать- еще сложнее. Дети не должны в театре воспринимать жестокость, подлость и уродство взрослых отношений.

- А как же мнение о том, что детей нужно готовить к взрослой жизни- жестокой и беспощадной?
- Да мы же искусственно вырываем детей из детства! Потом в их присутствии перестаем смущаться говорить о самых откровенных и совсем недетских вещах. А потом вдруг удивляемся, почему это ребенок вдруг стал таким циничным и жестоким. Поэтому задача театра- в яркой, увлекательной, современной форме внедрить в сознание детей общечеловеческие ценности. Но не в жанре «ужастиков», а по принципу – «добро побеждает зло».

- И это будет правдой жизни?
- Это будет реальностью, которую каждый человек творит для себя сам. В детском возрасте в сознание закладываются очень важные вещи: доброта, патриотизм, честность, любовь. Поэтому ТЮЗ и особенный театр, что здесь всегда работали художники, педагоги. Основатели детского театра Н.Сац и А. Брянцев говорили, что «ТЮЗ- это союз художников, мыслящих, как педагоги, и педагогов, способных чувствовать как художники». И цель детского театра- не удовлетворение «эго» художника, пусть и очень талантливого, а воспитание будущего гражданина.

- Но ведь процесс воспитания детей сегодня переживает кризис?
- Я сейчас вспомнила слова знаменитого скульптора З. Церетели: «Я встаю утром, красиво вижу мир и начинаю творить». Если художник будет видеть мир красивым, то процесс воспитания принесет несравнимо лучшие результаты.
…Директор театра старается незаметно посмотреть на часы. Беседа затянулась, а дел сегодня еще много: встреча с драматургом, который принес новую пьесу, решение финансовых вопросов в министерстве, утверждение плана новогодних утренников. Кроме того, в театре готовятся к премьере «Двенадцатой ночи» Шекспира – надо бы посетить репетицию. Актеры с удовольствием «входят» в новый спектакль, занимаются вокалом, хореографией, фехтованием – ведь «Двенадцатая ночь» - самая зрелищная пьеса великого английского драматурга. Мы идем к выходу, и я успеваю задать последний вопрос:

- Надежда Григорьевна, так кто же все- таки современный директор театра - финансист, менеджер, педагог или художник?
- Все вместе. Но вы забыли самое главное: прежде всего это человек, который очень любит театр…

Поделиться с друзьями:


Выставить рейтинг новости:

Похожие новости:

История театра ГАРТЮЗ..
Онлайн игры. Польза или вред?..
Какая польза в онлайн играх для детей?..
Особенности социальной рекламы..
Директор по маркетингу компании «Тинькофф» Москва..
899 12.04.15

Внимание, зритель! В комментариях могут размещаться спам-ссылки. НЕ переходите на подозрительные сайты и НЕ вводите свой номер телефона!





Статья "ГАРТЮЗ: Горобец Надежда Григорьевна", опубликованная 12.апр.2015 22:02, находится в категории ТВ-передачи и сериалы онлайн и имеет более 899 просмотров.