Рейтинг@Mail.ru

» » Возвышение гуманитарных наук. 3 часть

Возвышение гуманитарных наук. 3 часть


Возвышение гуманитарных наук. 3 часть
Рекламные ссылки:
  • Возвышение гуманитарных наук. 1 часть;
  • Возвышение гуманитарных наук. 2 часть;

    Важнейший аспект неолиберальных реформ заключается в том, что беспрецедентное распространение высшего образования сделало его более демократичным. В восьмидесятых и девяностых годах в Австралии и Великобритании произошел сдвиг от элитарного к массовому образованию, в США это случилось в прошлом десятилетии. Новый поток студентов, у которых были свои интересы, не подчинялись государственной политике поощрения науки. В Австралии и Великобритании готовились к этому с шестидесятых, когда создавались технические колледжи с местным управлением (в Великобритании после 1965 их называли политехническими колледжами), больше связанные с рабочими профессиями, чем с высшим образованием. Вдохновившись Генеральным планом Калифорнии по высшему образованию (план был разработан экономистом Кларком Керром, Президентом Калифорнийского университета; он хотел «проложить дорогу» от общественных колледжей до университета в Беркли и других ВУЗов мирового уровня), в этих странах стремились к тому, чтобы технологические колледжи были частью большей и более гибкой системы высшего образования. То, что они были полностью интегрированы в университетскую систему в восьмидесятых, стало большим шагом вперед (в Австралии это произошло в 1988, в Великобритании — в 1992 году).

    Несмотря на свою открытую приверженность демократии, гуманитарии, кажется, испытывают чувство вины за то, что массовое высшее образование, каким бы демократичным оно ни было, приносило им больше вреда, чем пользы. Одной из причин этого служит перевес недостатков системы, порожденной неолиберальными реформами (выбор предметов из соображения практичности, большие группы, что уничтожает атмосферу близости, которой дорожат гуманитарии) над ее преимуществами. Но в глубине души у них есть слабое подозрение, что общество просто не любит или не нуждается в гуманитарных науках, особенно в США.

    Несмотря на то, что в США образование стало массовым еще десять лет назад, спрос на него также увеличивался после периода стагнации в семидесятых, в условиях существенного демографического сдвига. Гуманитарии не были настроены оптимистично относительно своих перспектив в такой ситуации. Считалось, что сдвиг в сторону профессионализма, быстро набирающего популярность, явно противоречит возвышенной миссии гуманитарных наук. Многонациональное население, казалось, будет враждебно или безразлично относиться к высокой европейской культуре, с которой гуманитарные дисциплины все еще тесно связаны. Больше всего, хоть и в душе, гуманитарии были взволнованы тем, что демократичность в образовании пошатнет их авторитет. Эти опасения не исчезли, несмотря на возрастающую уверенность в том, что система массового высшего образования не представляет большей угрозы для гуманитарных наук, чем система элитарного образования.

    Появление массового высшего образования изменило принцип формирования учебной программы в пользу профессиональной подготовки. Но «профессионализм» — это только малая часть того, что происходило в ту пору. Новые учебные курсы для колледжей не были «технологическими» в контексте науки или техники. Даже слово «политехнический» не подразумевало технологию (что было распространенным заблуждением), — оно означает «множество наук».

    В Австралии и Великобритании абсолютное большинство абитуриентов неуниверситетских высших учебных заведений (до объединения двух систем) выбирали специальности, не связанные с наукой, технологиями, инженерным делом или математикой (НИТМ). Они изучали гуманитарные, педагогические, или «общественные» науки — бизнес, коммуникации, социологию и множество других предметов, которых не было в программе традиционных университетов. Только часть дисциплин в таких колледжах (те, что относятся к медицине — сестринское дело, фармацевтика, диетология) была тесно связана с наукой. Поэтому примечательно, что уход от научных специальностей был характерен для колледжей, открытых для изменений в учебном плане, так же (если не больше), как и для университетов, не привыкших к таким изменениям. В Великобритании в 1988 году, прямо перед тем, как политех стал частью университетской системы, 39% студентов университетов проходили курсы НИТМ, в политехнических колледжах — 28% студентов.
  • Загрузка...
    Нажмите на эту кнопку, если видео на странице НЕ работает. Спасибо!
    Новая группа ВКонтакте: удобная навигация по всем новинкам сегодняшнего ТВ эфира. Добро пожаловать!
    Абсолютное большинство студентов политехнических колледжей Великобритании (несравнимо с долей тех, кто поступает на специальности НИТМ) изучают «общественные науки» — бизнес, бухгалтерский учет и социальную работу. Сюда также относятся коммуникации; некоторые студенты, не желая привязываться к профессии, выбирают новые «продвинутые» специальности, например, изучение половой идентичности, медиа-коммуникации или культурология. Массовое высшее образование просто дало людям больше возможностей в определении мотивации к обучению. Разумеется, это повлияло на субъективный выбор — востребованность на рынке труда был важна, но к ней добавились факторы стабильности, статуса, ценностей, «тяги к знаниям и личностному росту», и, следуя определению ОЭСР, чувство принадлежности к профессии (то есть, «призвание» не всегда подходит под эту категорию в узком смысле слова). Что самое главное, когда высшее образование стало скорее нормой, чем исключением, молодые люди почувствовали, что статус образованного человека, независимо от специальности, — необходимое условие для того, кто хочет занять достойное положение на рынке труда.

    Иными словами, демократизация высшего образования расширила набор специальностей. Это также неизбежно привело к уменьшению доли тех, кто получает ученую степень по традиционным дисциплинам — гуманитарным и естественнонаучным. В любом случае, гуманитарные науки оказались более стойкими и сохранили старые традиции: их положение остается фактически неизменным с пятидесятых. Статистика Humanities Indicators теперь учитывает «фундаментальные дисциплины»и многие другие гуманитарные науки, включая культурологию и некоторые виды искусств. По их данным, доля гуманитариев среди студентов, получивших степень, сохраняется на уровне 10-12% с пятидесятых, исключая период между шестидесятыми и семидесятыми, когда женщины стали активно осваивать образование.

    По моим расчетам, процент гуманитариев среди выпускников Великобритании незначительно уменьшился с 24% в 1967 году до 21% сегодня (учитывались только искусство и традиционные науки и исключались студенты педагогических или связанных с коммуникациями специальностей). Хотя статистические ресурсы Австралии не позволяют делать таких долгосрочных сравнений (по крайней мере, таких данных нет в публичном доступе), доля выпускников-гуманитариев остается, вероятно, где-то между показателями США и Великобритании — около 15%.

  • Возвышение гуманитарных наук. 4 часть.
    Источник: Newочём.

    Поделиться с друзьями:


    Выставить рейтинг новости:

    Похожие новости:

    Возвышение гуманитарных наук. 4 часть..
    Возвышение гуманитарных наук. 2 часть..
    Возвышение гуманитарных наук. 1 часть..
    Территория, когда-либо принадлежавшую Великобритании:..
    Самый популярный вид охоты в Великобритании до запрета в 2004 году это..
  • 271 20.12.15

    Внимание, зритель! В комментариях могут размещаться спам-ссылки. НЕ переходите на подозрительные сайты и НЕ вводите свой номер телефона!





    Статья "Возвышение гуманитарных наук. 3 часть", опубликованная 20.дек.2015 00:10, находится в категории ТВ-передачи и сериалы онлайн и имеет более 271 просмотров.