Рейтинг@Mail.ru

» » Возвышение гуманитарных наук. 4 часть

Возвышение гуманитарных наук. 4 часть


Возвышение гуманитарных наук. 4 часть
Рекламные ссылки:
  • Возвышение гуманитарных наук. 1 часть;
  • Возвышение гуманитарных наук. 2 часть;
  • Возвышение гуманитарных наук. 3 часть;

    Учитывая масштабы распространения образования, гуманитарные науки демонстрируют впечатляющие успехи. Стоит пояснить, что относительно стабильная часть всех полученных ученых степеней выражается в постоянно увеличивающемся абсолютном количестве студентов-гуманитариев. Проще говоря, сейчас намного больше людей получают гуманитарное образование, чем когда-либо раньше. Поэтому сложно воспринимать всерьез разговоры о кризисе в Великобритании, если даже в самом узком понимании гуманитарных наук абсолютное количество студентов увеличилось пятикратно с 1967 и почти десятикратно, если расширить это определение, учитывая новые специальности. В США, в период, когда образование распространялось намного медленней, число таких студентов все равно удваивалось.

    Не так давно австралийские ученые в области гуманитарных и общественных наук опубликовали отчет, в котором признавалась такая тенденция. «В то время, как в США и Великобритании постоянно говорят о „кризисе“ гуманитарных наук, — отмечают авторы работы, — в Австралии они занимают устойчивое положение, сохраняя постоянный спрос среди абитуриентов и весьма положительные отзывы от выпускников, несмотря на сокращение финансирования».

    Фактически, эти науки демонстрируют высокий уровень устойчивости во всех трех странах.
    Несколько лет назад мы были вовлечены в подобные разговоры, поводом для которых стал мировой финансовый кризис. Сейчас все повторяется с пугающей точностью. Политики делают поспешное заключение (ничем не обоснованное), что новый «сдвиг в сторону науки» — гарантия возобновления роста. «Они так говорят, потому что их поощряют лоббисты из промышленного сектора», — так заявил Эндрю Хэкер в свежем номере New York Review of Books. «Кризис науки» тоже обсуждают, но не так активно — наука привлекает больше внимания политиков (если не студентов и общества в целом). Отождествление науки и развития давно стало разновидностью здравого смысла, понимания ценностей; правительства пытаются использовать все рычаги влияния, чтобы ускорить экономический рост, и образование (особенно теперь, когда оно стало массовым) считается одним из самых доступных средств.
    Возможно, из-за беспокойства о слабом влиянии в высших политических кругах, или потому, что они тайно верят в свою важность для общества, гуманитарии слишком остро реагируют на подобные высказывания и тоже говорят о «кризисе». В 2013 году, экономический спад привел к распространению «неутешительных прогнозов» в кругах элиты университетов США, обещающих продолжительное падение популярности гуманитарных наук после семидесятых (что побудило Шмидта развеять эти иллюзии, объяснив статистический «перелом» шестидесятых).

    Если разобраться, по сути не было никакого продолжительного, или даже краткосрочного спада в период экономического кризиса. К примеру, ученые Гарварда в 2013 опубликовали научную работу, в которой рассматривалось ошибочное преуменьшение (вдвое) доли гуманитарных наук с 1966 года. Статистика показывала незначительный спад в самом университете, где доля естественнонаучных дисциплин была выше, чем в среднем по стране. Авторы отказывались называть это «специфическим явлением Гарвардского университета», но для сравнения привели данные своих «аналогов» — Йеля и Принстона, которые фиксировали только самые существенные спады. Это могло быть бурей в стакане — или же реальным явлением, с которым столкнулись элитные университеты. В любом случае, когда изменения в 1–2% порождают толки о кризисе, это можно считать преувеличением, и оно не решит, а, скорее, усугубит возникшую проблему. В условиях распространения образования, чаще всего, в одинаковой пропорции уменьшается доля и гуманитарных, и естественнонаучных дисциплин (причем гуманитарных — в меньшей степени), при этом их абсолютные показатели растут.
  • Загрузка...
    Нажмите на эту кнопку, если видео на странице НЕ работает. Спасибо!
    Новая группа ВКонтакте: удобная навигация по всем новинкам сегодняшнего ТВ эфира. Добро пожаловать!
    Как говорят финансовые консультанты, прошлые результаты не гарантируют успешное будущее. Безусловно, может быть, мы наблюдаем начало тенденции упадка гуманитарных наук и расцвета естественнонаучных дисциплин. По мнению экономистов, на мировом рынке труда есть одна большая тенденция — технологический сдвиг, ориентированный на профессиональные навыки. Это объясняет, почему сумма доплаты за высшее образование (которую получают люди с ученой степенью) осталась относительно высокой даже после перехода к массовому образованию, когда примерно у половины населения есть ученая степень. В развитых странах все больше работодателей предъявляют повышенные требования к работникам. В связи с этим, возможна поляризация, когда увеличивается разница в оплате высококвалифицированного и не требующего особых навыков труда. Некоторые экономисты хhttp://www.nber.org/papers/w16082|полагают], что разница в размере премий растет в зависимости от специальности. Для гуманитариев это, как правило, небольшие деньги; некоторые связанные с искусством специальности и вовсе не предполагают надбавку, иногда люди работают даже в убыток себе (это касается скорее мужчин, женщины с ученой степенью в гуманитарных науках — а таких много — получают высокие надбавки).

    Вооружившись этими данными, политики и ученые могут снова попробовать склонить студентов к научным дисциплинам. Австралийское правительство долгое время так и поступало: с помощью системы разнообразных поощрений и выплат оно могло контролировать спрос и предложение. В Великобритании действовали осторожнее: когда в 2011 году ввели дифференцированные субсидии, то отстранились от всяких возможных обвинений в манипулировании спросом студентов, направляя дотации исключительно на выравнивание затрат (лаборатория обходится дороже лекционного зала).
    Престижные университеты США располагают большей свободой действий. Похоже, авторы научной работы Гарварда признают, что в прошлом десятилетии некоторые престижные ВУЗы пытались стать более «высокотехнологичными» — возможно, чтобы повысить научный потенциал будущих выпускников или показать студентам из высших слоев общества, что остаются надежным гарантом больших доходов в будущем. Это могло бы объяснить нетипичную тенденцию, описанную в гарвардской работе — доля науки растет, доля гуманитарных дисциплин уменьшается. Возможно, это выходит за рамки престижных ВУЗов — некоторые источники свидетельствуют о резком повышении значимости естественных наук после кризиса 2008 года. Но главная точка роста, если рассматривать все дисциплины, — это медицинские специальности в непрестижных университетах — даже не инженерное дело, не информатика, и тем более не естественные науки.

    Экономическая политика, продвигающая специальности НИТМ, может оказаться неэффективной— само по себе образование не может породить спрос на профессию, а избыток специалистов приведет к увеличению количества занятых в неполный рабочий день (и не удовлетворяющих запросы работодателей) выпускников НИТМ. Вряд ли такие меры подходят для социальной политики: высшее образование — это нечто большее, чем профессиональная подготовка. Не может быть такого (еще в семидесятых политики осознали это), чтобы у студента не было собственных представлений о том, что ему изучать. Как предположил канадский экономист Росс Финни, студент в своем выборе подчиняется скорее «сложной системе, включающей внешние воздействия, опыт, отношения и обстоятельства, которые зарождаются в семье, вероятно, на ранних стадиях жизни, — а не полагается на простые расчеты будущих (финансовых) затрат и приобретений, которые ожидают его до или после окончания учебы».

    Тогда как женщины-гуманитарии получают большую надбавку за высшее образование, чем мужчины, и составляют большинство среди выпускников гуманитарных специальностей, их материальный и нематериальный интерес, похоже, будет поддерживать развитие гуманитарных наук еще какое-то время. Но как знать. Мораль сказки «Мальчик, который кричал „волк!“» заключается в том, что волк в конце концов съел мальчика.
    Источник: Newочём.

    Поделиться с друзьями:


    Выставить рейтинг новости:

    Похожие новости:

    Возвышение гуманитарных наук. 3 часть..
    Возвышение гуманитарных наук. 2 часть..
    Возвышение гуманитарных наук. 1 часть..
    Стоимость жилья в 2015 году: жильё подешевело в два раза..
    Территория, когда-либо принадлежавшую Великобритании:..
    272 20.12.15

    Внимание, зритель! В комментариях могут размещаться спам-ссылки. НЕ переходите на подозрительные сайты и НЕ вводите свой номер телефона!





    Статья "Возвышение гуманитарных наук. 4 часть", опубликованная 20.дек.2015 00:14, находится в категории ТВ-передачи и сериалы онлайн и имеет более 272 просмотров.